Стандарты
бизнес-игры:
миф или реальность?
Игры в образовании применяются давно и вполне успешно, особенно — в сфере корпоративного обучения. Часто клиенты приходят к нам с конкретной целью, но как подобрать для нее самый эффективный формат? Из миллиона возможных мы сформировали для себя критерии, которые прошли испытание практикой: мы точно знаем, что они помогают сделать опыт естественным и насыщенным, а результаты — измеримыми. Звучит довольно просто? Но дьявол, как известно, кроется в деталях. О них и пойдет речь.
Есть ли универсальный рецепт?
Одна из причин, по которой искать единые стандарты игр не только сложно, но и довольно бессмысленно — многообразие их видов, целей и сфер применения. Можно ли сказать, что футбол лучше шахмат? Эти игры решают разные задачи.

Секрет успеха в том, чтобы удачно соотнести цель и тип игры.


Для этого, перед началом разработки, мы пытаемся сформулировать образ желаемого результата. Обязательно делаем это вместе с клиентом. Чем яснее образ, тем легче подобрать тип и формат игры. Классификаций игровых форматов достаточно много, каждый разработчик выбирает то, что ему ближе.
«Мастерская» типирует игры по целям, с которыми они лучше всего соотносятся.

Стандартная деловая игра ориентирована на моделирование бизнес-процессов. Это могут быть продажи, переговоры или логистика. Ее цель — развить профессиональные навыки, необходимые сотрудникам для эффективной работы. Но проигрывать бизнес-процессы можно и для иных задач — например, анализа сильных и слабых сторон компании, тестирования новых гипотез, поиска новых подходов.

Ролевая игра полезна, когда нужно воспроизвести социальную систему. С ее помощью участники могут попробовать себя в разных ролях
и позициях внутри команды. Выводы, которые можно получить из такого опыта, пригодятся для оптимизации орг. структуры компании, формирования проектных команд, развития индивидуальных карьерных траекторий или разработки стандартов обучения.

Самый сложный и комплексный формат — бизнес-симуляция. Он нацелен на целостное моделирования всей бизнес системы, а иногда и элементов внешней рыночной среды. Лучшие бизнес-симуляторы помогают компаниям найти оптимальные организационные решения, экспериментально сравнить многоступенчатые стратегии, смоделировать масштабные события: например, выход на новый рынок, слияние или поглощение, цифровую трансформацию.
Значит ли, что стандарта нет?
К сожалению, универсального рецепта игры нет. Но у каждого игротехника есть собственные критерии и золотые правила гейм-дизайна. Например, Джесси Шелл, дизайнер игр и основатель легендарной Schell Games, в своей книге «The art of game design» собрал 32 принципа и 100 «призм», которые помогают ему создавать качественные игровые продукты. Мы предлагаем вашему вниманию 5 критериев, которые подтвердили для нас свою пользу
не только в теории, но и на практике.

Фокус на участников и их опыт

Идеальная деловая игра построена вокруг участников и их опыта, а не фантазий ее создателя. В этом весь смысл игровой технологии. Только через личный опыт участник сможет прийти к важным мыслям и ключевым выводам. Все, из чего состоит игра — механика, легенда, визуализация, правила —служит поводом для создания такого опыта. Джесси Шелл в этом контексте вспоминает хрестоматийный вопрос про падающее дерево в лесу.
Для разработчика игр ответ на него однозначен. Если участник не услышал звук падающего дерева, значит, дерево не упало. И вообще дерево не имеет значения, если никак не связано с опытом участника. Критерий успеха — нацеленность всех элементов игры на опыт участника и отсутствие лишних, бесполезных, хотя порой весьма занятных компонентов и деталей.

Рефлексия

Но для обучения через игру одного опыта недостаточно. Опыт важно осознать, а полученные выводы — адаптировать к заданному контексту.
Повысить рефлексию можно двумя способами: через сценарий и за счет активной позиции ведущего и игротехников. Оба инструмента работают
в связке. На обсуждение и осмысление должно быть заложено достаточно времени, а сами игроки — обеспечены необходимыми для этого инструментами. Часто кроме большого количество флипчартов и маркеров используются более сложные решения: видео или аудиозаписи, быстрая оцифровка данных и оперативное вычисление. На наших проектах мы применяем цифровую платформу Tellsy, которая включает все необходимые
для проведения бизнес-игр инструменты. Ведущему лишь остается направлять коллективную мысль в правильное русло. Качество выводов группы
во многом зависит от его мастерства.

Тестирование прототипов

Не всякий опыт воспринимается легко. Даже если все идеально продумано и спланировано, он может быть отвергнут. И это станет неприятным сюрпризом для всех. Чтобы избежать этого, крайне важно учитывать особенности группы и иногда отдельных участников, если речь идет, например,
о группе высшего руководства компании. Легкость восприятия важна для эффективности выводов, динамики группы, общего эмоционального восприятия процесса. Бизнес-симуляция может быть идеально продумана с точки зрения механики и динамики процессов, могут быть правильно составлены правила и задания.. Но если вы не учли особенности корпоративной культуры, высока вероятность сопротивления. Участники не примут ваш игровой мир, если он будет отличаться от привычного им в критических параметрах. Чтобы избежать рисков быть непонятыми, крайне важно проводить пилотирование игры с реальными участниками, начиная с самых ранних этапов. Даже если игра тестируется вместе с сотрудниками компании-заказчика, это не гарантия успеха. Важно обеспечить участие сотрудников-представителей именно тех подразделений и функциональных типов,
для которых создается игра. Сотрудник HR-отдела и менеджер производственного департамента, скорее всего, воспримут одну и ту же ситуация совершенно по-разному.

Вовлечение и внимание к деталям

Для полноценной динамики важно, чтобы в игру были включены самые отстраненные участники. Для этого нужно предусмотреть роли, привычные
и приятные игрокам разных типов. Потребуется и внимание к деталям, даже тем, которые кажутся банальным. Например, если забыть уделить
2 минуты программы на то, чтобы открыто и публично договориться с участниками об отказе использовать мобильные телефоны и прочие устройства
в помещении, можно потерять до 40% внимания всей группы. Чтобы измерить этот критерий, спросите себя, насколько глубоко проанализированы психологические особенности будущих участников? Продумано ли для каждого типа участникам свое место в игре? В каких ситуациях наиболее вероятна потеря внимания кого-то из участников?

Аналитика

Можно ли оценить эффективность обучающих программ? До последнего момента этот вопрос оставался спорным. Чтобы измерить результаты игры, мы закладывали актуальные критерии в игровой дизайн.

Методика предполагает два дополняющих способа измерения. Во-первых, это анализ поведения сотрудника после игры. Грамотное обучение приводит к изменению поведения, что влечет за собой положительные сдвиги в каких-либо ключевых показателях. В свою очередь, эти показатели вполне могут влиять на успешность тех или иных процессов. Эта зависимость не прямая, но крайне значимая в подсчете реальных результатов.

Во-вторых, это внедрение специализированной системы контроля и мониторинга на предприятии после проведения программы. Такая система позволяет измерить не только эффективность отдельных звеньев цепочки, но и оценить итоговый суммарный результат.

С недавних пор мы используем еще один способ, который позволяет получить точную аналитику игрового процесса. И все благодаря Tellsy.
Система собирает данные обо всех действиях участников и после окончания программы формирует отчет о проделанной работе всего за пару секунд.

НУЖНЫ ЛИ
СОТРУДНИКАМ ПЕРЕРЫВЫ
НА РАБОТЕ?
Вопреки распространенному мнению, небольшие паузы, которые мы делаем, чтобы отдохнуть от текущих задач, повышают эффективность нашей работы. И исследования лишь подтверждают этот факт.
ПОЧЕМУ ВАМ СТОИТ ОТКАЗАТЬСЯ
ОТ МНОГОЗАДАЧНОСТИ
В течение дня вашим сотрудникам приходится решать множество рабочих задач и срочных вопросов. Но помогает ли это компании развиваться?
ФОРМАТЫ
ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА: ИГРЫ
Разбираем самые эффективные форматы обучения, которые мы используем для обучения ваших сотрудников.
Это может быть интересно