Стандарты
бизнес-игры:
миф или реальность?
Игры в образовании применяются давно и вполне успешно, особенно — в сфере корпоративного обучения.
Часто клиенты приходят к нам с конкретной проблемой, но как подобрать для нее самый эффективный формат? Из миллиона возможных наша команда отобрала для себя критерии, которые прошли испытание практикой: мы точно знаем, что они помогают сделать опыт естественным и насыщенным, а результаты — измеримыми. Звучит довольно просто? Но дьявол, как известно, кроется в деталях. О них и пойдет речь.
Есть ли универсальный рецепт?
Одна из причин, по которой искать единые стандарты игр не только сложно, но и довольно бессмысленно — многообразие
их видов, целей и сфер применения. Можно ли сказать, что футбол лучше шахмат? Эти игры решают разные задачи.

Можно ли сказать,
что футбол лучше шахмат?
Эти игры решают разные задачи.

Успех не заставит себя долго ждать, если цели грамотно соотнесены с типом игры. Для этого, перед началом разработки, мы пытаемся сформулировать образ желаемого результата. Обязательно делаем это вместе с клиентом. Чем яснее образ,
тем легче подобрать тип и формат игры. Классификаций игровых форматов достаточно много, и каждый разработчик выбирает
то, что ему ближе. «Мастерская» типирует игры по целям,
с которыми они больше всего совпадают.

Стандартная деловая игра ориентирована на моделирование бизнес-процессов. Это могут быть продажи, переговоры или логистика. Ее цель — развить профессиональные навыки, необходимые сотрудникам
для эффективной работы. Но проигрывать бизнес-процессы можно и для иных задач: например, анализа сильных и слабых сторон компании, тестирования новых гипотез, поиска новых подходов.

Ролевая игра полезна, когда нужно воспроизвести социальную систему. С ее помощью участники могут попробовать себя в разных ролях и позициях внутри команды. Выводы, которые можно получить
из такого опыта, пригодятся для оптимизации орг. структуры компании, формирования проектных команд, развития индивидуальных карьерных траекторий или разработки стандартов обучения.

Самый сложный и комплексный формат — бизнес-симуляция. Она нацелена на целостное моделирования всей бизнес системы, а иногда и элементов внешней рыночной среды. Лучшие бизнес-симуляторы помогают компаниям найти оптимальные организационные решения, экспериментально сравнить многоступенчатые стратегии, смоделировать масштабные события: например, выход на новый рынок, слияние или поглощение, цифровую трансформацию.

Значит ли, что стандарта нет?

Да, универсального рецепта игры нет. Но у каждого игротехника есть собственные критерии и золотые правила гейм-дизайна. Например, Джесси Шелл, дизайнер игр и основатель легендарной Schell Games, в своей книге «The art of game design» собрал 32 принципа и 100 «призм», которые помогают ему создавать качественные игровые продукты. Мы предлагаем вашему вниманию 5 критериев, которые подтвердили для нас свою пользу не только в теории, но и на практике.

Фокус на участников и их опыт

Идеальная деловая игра построена вокруг участников и их опыта, а не фантазий ее создателя. В этом весь смысл игровой технологии. Только через личный опыт участник сможет прийти к важным мыслям и ключевым выводам. Все, из чего состоит игра — механика, легенда, визуализация, правила —служит поводом для создания такого опыта. Джесси Шелл в этом контексте вспоминает хрестоматийный вопрос про падающее дерево в лесу. Для разработчика игр ответ на него однозначен. Если участник не услышал звук падающего дерева, значит, дерево не упало. И вообще дерево не имеет значения, если никак не связано с опытом участника. Критерий успеха — нацеленность всех элементов игры на опыт участника и отсутствие лишних, бесполезных, хотя порой весьма занятных компонентов и деталей.

Рефлексия

Конечно, для обучения через игру одного опыта недостаточно. Опыт важно осознать, а полученные выводы — адаптировать к заданному контексту. Повысить рефлексию можно двумя способами: через сценарий и за счет активной позиции ведущего и игротехников. Оба инструмента работают в связке. На обсуждение
и осмысление должно быть заложено достаточно времени, а сами игроки — обеспечены необходимыми для этого инструментами. Часто кроме большого количество флипчартов и маркеров используются более сложные решения: видео или аудиозаписи, быстрая оцифровка данных и оперативное вычисление.
На наших проектах мы применяем цифровую платформу Tellsy, которая включает все необходимые для проведения бизнес-игр инструменты. Ведущему лишь остается направлять коллективную мысль в правильное русло. Качество выводов группы во многом зависит от его мастерства.

Тестирование прототипов

Не всякий опыт воспринимается легко. Даже если все идеально продумано и спланировано, он может быть отвергнут. И это станет неприятным сюрпризом
для всех. Чтобы избежать этого, крайне важно учитывать особенности группы и иногда отдельных участников, если речь идет, например, о группе высшего руководства компании. Легкость восприятия важна для эффективности выводов, динамики группы, общего эмоционального восприятия процесса. Бизнес-симуляция может быть идеально продумана с точки зрения механики и динамики процессов, могут быть правильно составлены правила и задания. Но если вы
не учли особенности корпоративной культуры, высока вероятность сопротивления. Участники не примут ваш игровой мир, если он будет отличаться
от привычного им в критических параметрах. Чтобы избежать рисков быть непонятыми, крайне важно проводить пилотирование игры с реальными участниками, начиная с самых ранних этапов. Даже если игра тестируется вместе с сотрудниками компании-заказчика, это не гарантия успеха. Важно обеспечить участие сотрудников-представителей именно тех подразделений и функциональных типов, для которых создается решение. Сотрудник HR-отдела и менеджер производственного департамента, скорее всего, воспримут одну и ту же ситуация совершенно по-разному.

Вовлечение и внимание к деталям

Для полноценной динамики важно, чтобы в игру были включены даже отстраненные участники. Для этого нужно предусмотреть роли, привычные и приятные игрокам разных типов. Потребуется и внимание
к деталям, даже тем, которые кажутся банальным. Например, если забыть уделить 2 минуты программы
на то, чтобы открыто и публично договориться с участниками об отказе использовать мобильные телефоны и прочие устройства, можно потерять до 40% внимания всей группы. Чтобы измерить этот критерий, спросите себя, насколько глубоко проанализированы психологические особенности будущих участников? Продумано ли для каждого типа участникам свое место в игре? В каких ситуациях наиболее вероятна потеря внимания кого-то из участников?

Аналитика

Можно ли оценить эффективность обучающих программ? До последнего момента этот вопрос оставался спорным. Чтобы измерить результаты игры, мы закладывали актуальные критерии в игровой дизайн. Методика предполагает два дополняющих способа измерения. Во-первых, это анализ поведения сотрудника после игры. Грамотное обучение приводит к изменению поведения, что влечет за собой положительные сдвиги в каких-либо ключевых показателях. В свою очередь, эти показатели вполне могут влиять на успешность тех или иных процессов. Эта зависимость не прямая, но крайне значимая при подсчете реальных результатов.

Во-вторых, это внедрение специализированной системы контроля и мониторинга на предприятии после проведения программы. Такая система позволяет измерить не только эффективность отдельных звеньев цепочки, но и оценить итоговый суммарный результат.

С недавних пор мы используем еще один способ, который позволяет получить точную аналитику игрового процесса. И все благодаря Tellsy. Система собирает данные обо всех действиях участников и после окончания программы формирует отчет о проделанной работе всего за пару секунд.